Ежегодно в мире выпускаются тысячи яхт, но лишь некоторые из них могут по праву считаться суперъяхтами. Почти 119 лет титул крупнейшей яхты на планете принадлежал El Horria, построенной в 1865 году для египетского Исмаила-паши. Примечательно, что она и по сей день находится в строю.
В настоящее время лидерство в области строения яхт принадлежит немецкой верфи Lurssen, расположенной в замечательном городе Бремен, где спустили на воду большинство судов из нашего следующего рейтинга.
20. Flying Fox (Летучая Лисица)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2019
Длина: 136 метров
Стоимость: $400 миллионов
FLYING FOX, ранее известная как проект Shu, была построена в Германии для компании Imperial Yachts и завершила все ходовые испытания в 2019 году. 136-метровая шестипалубная яхта возвышается на 32 метра выше уровня ватерлинии и управляется опытной командой в составе 54 человек.
На «Летучей лисице» находится 11 кают, в которых может расположиться 36 гостей. Все каюты могут похвастаться просторными жилыми помещениями и панорамными видами с террасы.
Выдающейся особенностью Flying Fox является спа-центр, площадью 400 квадратных метров. В нем есть известняковые полы с подогревом, хаммам, массажные и косметологические кабинеты, а также криосауна с камерой, температура в которой достигает -110 градусов по Цельсию.
В отличие от многих других мегаяхт — Flying Fox может взять в аренду любой желающий. Стоимость аренды зависит от сезона и колеблется от трёх до четырёх миллионов долларов за неделю отдыха.
19. Al Dhaferah (Аль-Дафера)
Верфь: Бремер Вулкан
Год постройки: 1987
Длина: 136,33 метра
Стоимость: $90 миллионов
Аль-Дафера — это роскошная моторная яхта длиной 136 метров и водоизмещением 10797 тонн. Она оснащена двумя двигателями мощностью 2100 л.с. каждый, обеспечивающих кораблю максимальную скорость 21 узел и крейсерскую в 19 узлов. Экипаж Al Dhaferah состоит из 130 человек, а каюты корабля готовы принять 266 гостей.
В настоящее время Аль-Дафера принадлежит членам королевской семьи Омана, и ходит под флагом этого государства.
18. Savarona (Саварона)
Верфь: Blohm + Voss
Год постройки: 1931
Длина: 136 метров
Стоимость: $4 миллиона долларов на момент постройки
Построенная немецкой компанией Blohm + Voss в 1931 году, Саварона была продана в 1938 году турецкому правительству и стала президентской яхтой Кемаля Ататюрка. В 1989 году Кахраман Садикоглу получил судно в аренду сроком на 50 лет, и потратил 35 миллионов долларов на переоборудование этой суперъяхты.
После громкого скандала в 2010 году, турецкое правительство аннулировало договор аренды и вернуло корабль в собственность государства. Ключевыми особенностями Савароны являются хамам с мраморным полом, огромный бассейн, парадная лестница с золотой отделкой и частный кинотеатр.
Яхта Savarona получила названия в честь редкого чёрного лебедя, обитающего в регионе Индийского океана.
17. Rising Sun (Восходящее Солнце)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2004
Длина: 138 метров
Стоимость: $200 миллионов
Rising Sun создана в 2004 году специально по заказу Ларри Эллисона — генерального соучредителя компании Oracle. На её жилой площади в 8000 м2 могут разместиться 45 членов экипажа и 19 высокопоставленных гостей.
В качестве материала для изготовления судна использовалась сталь, а надстройка сделана из алюминия. Все пять палуб «Восходящего Солнца» отделаны тиковым деревом. Мощный двигатель в 36000 киловатт позволяет развивать яхте максимальную скорость в 30 узлов.
16. Al Salamah (Аль-Салама)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 1999
Длина: 139,29 метров
Стоимость: $200 миллионов
Построенная в 1999 году в Киле консорциумом HDW и немецкой верфью Lurssen, изначально носила кодовое название проект Mipos, что дословно означает «миссия возможна». Al Salamah спустили на воду в рекордные сроки, так как весь этап строительства занял чуть более года. На момент постройки Аль-Салама считалась третьей по величине яхтой в мире.
Заказчиком выступал наследный принц Саудовской Аравии султан бин Абдулазиза, но в 2013 году права на корабль перешли принцу Бахрейна.
15. Scheherazade (Шахерезада)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2020
Длина: 140 метров
Стоимость: $700 миллионов
Ещё одно творение немецкого судостроителя носит то же имя, что и загадочный рассказчик арабского эпоса «Тысяча и одна ночь». Стоимость постройки этой красивой мегаяхты составляет фантастические 700 миллионов долларов, а эксплуатационные расходы оцениваются в 50 миллионов ежегодно. Имя владельца Шахерезады до сих пор скрывается. Известно лишь, что заказчиком строительства выступил некий миллиардер из Ближнего Востока.
Scheherazade спроектирована для использования в тёплом климате, поэтому у яхты мало открытых пространств, где находится в принципе невозможно в случае неистовой жары. В летние месяцы температура воздуха в Персидском заливе превышает 450 C, поэтому даже солнечная терраса полностью затенена специальной крышей.
14. Ocean Victory (Океан Виктори)
Верфь: Финкантьери
Год постройки: 2014
Длина: 140 метров
Стоимость: $300 миллионов
Ocean Victory строилась на итальянской верфи Финкантьери в Муджиано. Эта семипалубная яхта создана по проекту Эспена Ойно, а её интерьером занимались знаменитые дизайнеры Альберто Пинто и Лаура Сесса. Известно, что владельцем судна является российский миллиардер Виктор Рашников, обладающий контрольным пакетом акций «Магнитогорского металлургического комбината», одного из крупнейших мировых производителей стали.
Здесь есть шесть бассейнов длинной до 8 метров, сертифицированная вертолетная площадка и ангар для хранения самолетов, а внутри Ocean Victory находится комната для подводного наблюдения и спа-центр площадью 300 м2. «Победа океана» считается самой большой яхтой, когда-либо построенной в Италии.
13. Solaris (Солярис)
12. Yas (Яс)
Верфь: De Schelde
Год постройки: 2012
Длина: 141 метр
Стоимость: $180 миллионов
Построенное в 1978 году нидерландской компанией De Schelde судно изначально было военным фрегатом. В 2012 году компания Abu Dhabi MAR полностью переоборудовала яхту. В настоящее время Yas принадлежит членам королевской семьи ОАЭ.
Уникальная надстройка Яса выполнена из современных композитных материалов и стекла. Сообщается, что яхта способна вместить 60 пассажиров, а их обслуживанием занято 56 членов экипажа.
На борту Yas также есть вертолётная площадка, джакузи с искусственным водопадом, несколько обеденных зон на открытом воздухе и пляжный клуб. Все палубы соединены винтажной винтовой лестницей, самой по себе представляющей произведение искусства. Яс оснащен двумя дизельными двигателями, позволяющими развивать крейсерскую скорость до 26 узлов.
11. Nord (Норд)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2021
Длина: 141,6 метров
Стоимость: $500 миллионов
Nord начал свою жизнь как Project Redwood, а затем Opus. Данная яхта несколько отличается от остальных в нашем списке и относится скорее к исследовательским судам. Её стальной корпус предназначен для использования в северных широтах, и даже способен пробиваться через тонкий лёд.
Также Норд имеет внушительных размеров ангар, в котором поместились небольшая подводная лодка, внедорожник, телеуправляемый подводный аппарат и множество снаряжения для экспедиций. Интерьер яхты включает тренажерный зал, спа и сауну, а целая терраса предназначена для использования только владельцем.
Nord сделан по заказу российского миллиардера Алексея Мордашова, занимающего должность генерального директора ООО «Северсталь».
10. El Mahrousa (Эль-Махроса)
Верфь: Самуда
Год постройки: 1865
Длина: 145,72 метра
Стоимость: неизвестно
Браться Самуда спустили на воду Эль-Махроса в 1865 году. Судно построили специально для хедива Египта, и оно служило в качестве королевской яхты до самого свержения монархии в 1952 году. После этого события El Mahrousa использовалась в качестве военно-морского учебного корабля и получила другое название Эль-Хоррия.
В настоящее время яхта пришвартована в Александрии, где работает в качестве музея ВМС Египта. Её главное историческое достояние в том, что это первый корабль проплывший по Суэцкому каналу во время открытия 17 ноября 1869 года.
9. А+
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2012
Длина: 147,3 метра
Стоимость: $450 миллионов
Яхта А+, ранее известная как «Топаз», построена немецкой верфью в 2012 году. Хоть она и ходит под флагом Каймановых островов, владельцем корабля выступает представитель элит ОАЭ — Шейх Мансур, которому также принадлежит английский футбольный клуб «Манчестер Сити».
Ранее дважды зафрахтованная голливудским актёром Леонардо Ди Каприо, 147-метровая суперъяхта имеет расположенную на носу вертолетную площадку, лифт, гараж, пляжный клуб, косметологический цент, библиотеку, массажный кабинет и бар под открытым небом.
8. Prince Abdulaziz (Принц Абдулазиз)
Верфь: Хельсингор
Год постройки: 1984
Длина: 147,3 метра
Стоимость: $100 миллионов
Судно Принц Абдулазиз спущено на воду в Дании ещё в далеком 1984 году. Корабль водоизмещением 5200 тон построен по заказу короля Саудовской Аравии, и с тех пор продолжает исправно служить членам королевской семьи.
К примечательным особенностям мега-яхты относят большой вестибюль, выполненный по образцу затонувшего Титаника. На борту Принца Абдулазиза находятся мечеть, госпиталь и кинотеатр, также ходят слухи, что корабль оборудован ракетами класса «земля-воздух». Судно укомплектовано экипажем из 65 человек и способно разместить в каютах 64 пассажира.
7. Al Said (Аль Саид)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2008
Длина: 155 метров
Стоимость: $600 миллионов
Спроектированное именитым судовым архитектором Эспеном Ойно судно Аль Саид выполнена в стиле классического круизного лайнера. Яхта была доставлена султану Омана в 2008 году в качестве замены устаревшему кораблю, носившего то же название.
По имеющимся данным, Аль-Саид способен разместить до 70 высокопоставленных гостей, а их обслуживанием занимается 154 профессиональных членов экипажа. Также на мегаяхте есть большой концертный зал, на сцене которого помещается оркестр из 50 человек.
6. Dilbar (Дильбар)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2016
Длина: 156 метров
Стоимость: $800 миллионов
Яхта водоизмещением 16 000 тонн была построена из стали и алюминия по проекту того же Эспена Ойно. Дильбар доставлен своему владельцу — миллиардеру Алишеру Усманову в 2016 году. Корабль часто замечают в водах Средиземного моря, особенно у берегов Франции и Испании. Судно имеет маслянисто-кремовый оттенок, что делает его легко узнаваемым издали.
Дильбар может похвастаться бассейном объёмом 180 кубических метров и дизельной электростанцией мощностью 30 000 кВт. Его интерьеры, разработанные агентством Winch Design, могут вместить 25 гостей, обслуживаемых почти 100 членами экипажа. По словам Усманова, на яхте расположены две вертолётные площадки и большой сад со специально выведенным видом травы, хорошо переносящим солёную воду.
5. Dubai (Дубай)
Верфь: Platinum Yachts
Год постройки: 2006
Длина: 162 метра
Стоимость: $400 миллионов
Удачно названая Dubai — это королевская яхта шейха Мохаммеда бин Рашида аль-Мактума из ОАЭ. Каюты корабля рассчитаны на 24-х пассажиров и включают в себя апартаменты владельца, пять VIP люксов и шесть гостевых люксов. Все номера просторные и оборудованы открытыми террасами.
К другим особенностям «Дубая» относятся атриум шириной 21,3 метра, бассейн, площадка для барбекю, дискотека, посадочная площадка для вертолета «Блэк хоук», тренажерный зал и ангар с подводной лодкой.
4. Eclipse (Затмение)
Верфь: Blohm & Voss
Год постройки: 2010
Длина: 162,5 метра
Стоимость: $590 миллионов
После пяти лет интенсивных работ немецкая компания Blohm & Voss спустила «Затмение» на воду в декабре 2010 года. На момент начала эксплуатации Eclipse была крупнейшей мега-яхтой на планете, но за последнее десятилетие её серьезно потеснили в рейтинге.
Впечатляющий внешний вид и потрясающий дизайн интерьера принесли Eclipse немало наград в различных престижных конкурсах. Например, корабль признавался яхтой года на мероприятии World Superyacht Awards в 2011 году, а в 2015 году она удосужилась звания лучшей яхты последнего десятилетия.
3. Fulk Al Salamah (Фульк аль-Салама)
Верфь: Mariotti Yachts
Год постройки: 2016
Длина: 164 метра
Стоимость: $500 миллионов
Роскошная яхта Fulk Al Salamah, что в переводе с арабского означает «Корабль мира», начала строиться в 2014 году и изначально носила имя проект Saffron. Её торжественно спустили на воду в Генуе в 2016 году, где она произвела фурор. Множество мировых СМИ называли Фульк аль-Салама настоящим шедевром как в концепции, так и конструкции, меняющим представление о традиционном дизайне современных суперъяхт.
В настоящее время Fulk Al Salamah пришвартована в Маскате, рядом со 155-метровым аль-Саидом и числится в составе королевского флота Омана. Помимо всего прочего, Фульк аль-Салама считается крупнейшей яхтой в мире по водоизмещению — оно составляет внушительных 22 000 тонн.
2. Azzam (Аззам)
Верфь: Lurssen
Год постройки: 2013
Длина: 180 метров
Стоимость: $600 миллионов
Изначально Azzam задумывался как стандартная яхта длинной 130 метров, но после кардинального усложнения и переработки проекта корабль значительно удлинили до 180 метров. Этот монстр был построен для шейха Халифы бин Зайда ан-Нахайяна из королевской семьи Абу-Даби и используется для развлечений.
Один только холл Аззама, отделанный перламутром, имеет площадь 522 м2. На борту также есть тренажерный зал, бассейны, различные процедурные кабинеты и даже поле для игры в гольф. Несмотря на внушительный размер, яхта способна развивать впечатляющую скорость в 32 узла. Достигается это благодаря инновационной силовой установке. Azzam удерживал титул самой большой яхты на планете почти семь лет, пока её не сместил с пьедестала наш следующий новичок.
1. REV Ocean (Рев Океан)
Верфь: VARD
Год постройки: 2021
Длина: 183 метра
Стоимость: $500 миллионов
REV Ocean — это самая большая яхта в мире, представляющая собой исследовательское и экспедиционное судно. Постройка корабля происходила на верфях VARD в Румынии. REV спустили на воду ещё в августе 2019 года, но его полноценная эксплуатация началась только в 2021 году.
Заказчиком яхты выступил норвежский миллиардер Кьелл Инге Рёкке, заработавший состояние на рыбном промысле и потративший на данный проект значительную часть нажитого состояния. Дело в том, что главная задача корабля — это послужить для блага всего человечества. REV полностью укомплектован первоклассным оборудованием и значительно крупнее любого стандартного исследовательского судна.
На корабле найдется место для 36 членов экипажа и 54 учёных. В их расположении имеются биологическая, геологическая и микробиологическая лаборатории, подводные исследовательские аппараты и глубоководное оборудование для забора проб.
Владелец Инге Рёкке сдал в аренду REV Ocean некоммерческой организации всего за 1 доллар в год. Исследовательская работа команды корабля в основном будет сосредоточена на трёх главных проблемах: чрезмерный вылов рыбы, загрязнение пластиком и изменение климата.